ЧТО ТАКОЕ БАКАЛАВРИАТ?
Катерина Добреля 06-июл-2009, 11:37 4 969 CобытияЛето – горячая пора для абитуриентов. В разгаре приёмная компания и основная задача, которая стоит перед университетами и филиалами ВУЗов, - выйти на международный уровень, перестроить систему образования, одним словом, успешно ввести двухуровневую ступень обучения – бакалавриат и магистратуру.
Но выпускники и их родители не готовы к такой реформе. И возникает проблема недобора в группы, которые занимаются современным обучением специалистов. Внести ясность в этом вопросе, пояснить, в чём смысл и преимущества новой системы образования перед традиционной 5-леткой, сегодня мы попросили директора Железногорского филиала Сибирского Федерального университета Николая Носкова:
- Бакалавриат – это разумная ступень высшего образования. Она заключается вот в чём – это высшее образование, которое студент получает за 4 года, это достаточно общее образование, фундаментальное, оно позволяет студенту за это время себя попробовать, понять, правильно ли он выбрал себе направление, карьеру. И если это окажется не так, то новая система позволяет как раз с одной стороны не потерять время, вырасти в образовательном плане, в понимании той действительности, которая его окружает. С другой стороны, после окончания бакалавриата, студент может сменить направление и в магистратуру уже поступать на ту специальность, к которой у него есть предрасположенность, талант и способности. А пятилетнее обучение - получил диплом, ты инженер, а хочешь быть, например, психологом, и приходиться либо поступать на второе высшее, либо идти на дополнительные курсы. И то, что в бакалавриате это предусмотрено – большое преимущество.
- Николай Николаевич, значит, за четыре года студент получает общие дисциплины, а уж потом, определившись с нужным ему направлением, становится специалистом всего лишь за два года магистратуры?
- Нет, как раз новая система, помимо общего, даёт узкоспециальное образование, после которого выпускник-бакалавр может идти устраиваться на работу, без поступления в магистратуру. И такой путь мы называем прикладным бакалавриатом. Ещё мы выделяем академический бакалавриат, то есть тот, в котором студент идёт до конца в выбранном направлении, с поступлением в магистры, с защитой кандидатской, докторской. Поэтому наш педагогический коллектив считает, что зарождающаяся система должна предусматривать такое разделение бакалавриата.
- А наши предприятия уже готовы принимать таких специалистов?
- Я бы сказал, не готовы ещё, но на глазах меняется отношение к ним. Я вижу это. Подготовительный процесс идёт уже год-полтора. И от категоричного «нет», проходит небольшое время, работодатель начинает понимать, что год-два и вся эта система станет как само-собой разумеющееся. Но этот момент надо пережить.
- А вот, так как это единая мировая система образования, есть ли возможность у выпускников бакалавриата трудоустроится на Западе?
- Она появляется. Но тут ещё, вы понимаете, нужна конкретная стыковка программ, договорённость на правительственном уровне. В принципе это серьёзный шаг к тому, чтобы не было проблем у студента, например, с третьего курса бакалавра закончить последний год где-нибудь в парижском университете.
- Николай Николаевич, в какой форме принимаются экзамены для поступления в бакалавриат?
- Всё то же самое, что и на специалитет. И даже в облегчённой форме. Заключается она в том, что на бакалавриат может поступить большее количество абитуриентов, так как в основном принимаются результаты ЕГЭ гуманитарных дисциплин. Дерзайте ребята!