БУДЕМ ПОМНИТЬ
Анна Тищук 12-сен-2016, 17:28 915 Главные темы / CобытияНа центральной аллее городского кладбища прошел памятный митинг в честь военного летчика Василия Мошкея
На митинге присутствовали руководители города, градообразующих предприятий, депутаты, Почетные граждане Железногорска, салютная группа в/ч 3377, педагоги и учащиеся школы №101. Именно ученики 101-й школы уже многие годы ухаживают за могилой советского летчика.
Василий Мошкей перегонял самолеты по трассе «Аляска-Сибирь» для нужд фронта и разбился в устье реки Кан.. Его останки были захоронены в Красноярске-26 ровно 30 лет назад - 10 сентября 1986 года. Собравшиеся возложили венки и цветы на могилу старшего лейтенанта Василия Мошкея.
Историческая справка
Мошкей Василий Семенович (1918 - 1944)
Летчик-истребитель 5-го авиаполка, перегонявший самолеты по трассе «АлСиб».
В начале 1980-х испытатель НПОПМ из Красноярска-26 Владимир Кузьмич Пашун, профессиональный фотограф и заядлый таежник, вернувшись в Красноярск-26 после одного из походов, рассказал, что в деревне Усть-Кан, где он останавливался на ночевку, местный лесничий Потаев поведал ему о находящихся недалеко в тайге обломках военного самолета и человеческих останках. Местные жители, живущие таежным промыслом, обнаружили разбившийся самолет после войны. Именно благодаря настойчивости В.К. Пашуна был сформирован поисковый отряд, который 12 июня 1982 года отыскал, документально зафиксировал и заснял в горно-лесном массиве место катастрофы. В течение трех лет велась кропотливая исследовательская работа, переписка с архивами, делались запросы в Центральный архив МО СССР, архив Министерства гражданской авиации СССР, главное управление кадров Министерства обороны. Но выяснилось, что данных для установления личности погибшего недостаточно. И в сентябре 1985-го в приенисейскую тайгу направилась вторая поисковая группа. В составе были представители НПО ПМ, горвоенкомата, судмедэксперт городской прокуратуры А. Агапов, журналист А. Жетмеков. Бортовой номер 42174, обнаруженный на панели фюзеляжа разбившегося самолета, позволил определить, что это машина 5-го перегоночного авиаполка I перегоночной авиадивизии «Аляска-Сибирь». Изучение человеческих останков и сравнение их описания с данными персональной медицинской карты летчика Мошкея, хранящейся в военном архиве города Подольска, подтвердило: близ Усть-Кана погиб именно Василий Семенович Мошкей.
Василий Семенович Мошкей родился в Белоруссии, в городе Витебске. Закончил Читинскую школу летчиков. Тогда же прибавил себе лишние два года. поэтому в личном деле пилота в строчке «дата рождения» стоит 1916 год. На самом же деле Василий Мошкей был на два года моложе своих анкетных данных. С самого начала войны летчик-истребитель принимал участие в боевых действиях, был тяжело ранен и попал в госпиталь. Здесь его и нашел полковник Илья Мазурук, подбиравший в свою секретную перегоночную дивизию настоящих профессионалов, честных и надежных, прошедших боевое крещение.
Авиатрасса «Аляска-Сибирь» протяженностью 6500 км была создана в рекордные сроки - всего за 10 месяцев. За это время были построены 16 аэродромов и 274 специальных и подсобных сооружения. Первая партия самолетов в Красноярск была доставлена 29 сентября 1942 года, всего же за годы войны по трассе «Алсиб» были переправлены на фронт 7308 самолетов, наиболее ценными из которых, с точки зрения боевого применения, были истребители Р-39 или «Аэрокобра».
Именно такой самолет и разбился в устье реки Кан.
В тот день, 29 марта 1944 года, на последнем участке трассы «Киренск-Красноярск» в небо поднялись 7 самолетов. Впереди, как всегда, шел лидер-бомбардировщик, за ним клином выстроились истребители Р-39 типа «Аэрокобра». Когда до пункта назначения оставалось не более 30 минут лета, погода резко ухудшилась, летчики потеряли друг друга из виду. Два самолета вернулись назад в Киренск, три прорвались до Красноярска, а два так и не прибыли в пункт назначения. Один из них пилотировал Василий Мошкей, другой - летчик 5-го перегоночного авиаполка, старший лейтенант Георгий Иосифович Самарцев. Самолет Самарцева упал вблизи деревни Глубокий ручей того же Сухобузимского района, жители которой еще летом 1944-го с почестями похоронили пилота, а все документы переправили в военкомат. Василий же Мошкей до сентября 1985 года числился в списках пропавших без вести.
10 сентября 1986 года прах военного летчика Василия Мошкея был торжественно захоронен на центральной аллее городского кладбища Железногорска. На похоронах присутствовали и родственники Василия Мошкея, которых удалось найти.
В сентябре 1999-го группа энтузиастов, в которую входили участники самых первых экспедиций Геннадий Бутыч и Михаил Нестеришин, журналисты Григорий Янушкевич, Надежда Кичкайло, Владимир Журавлев и другие, при поддержке Музейно-выставочного центра установила на месте катастрофы мемориальную доску (доску изготовил сотрудник НПО ПМ Александр Матросов).
Мемориальную доску укрепили на гранитной скале рядом с местом катастрофы. Эта поросшая мхом гранитная скала - последнее, что видел из кабины самолета в своей недолгой жизни Василий Мошкей. Она и стала памятником на месте гибели «вечно 25-летнего» летчика.