ПОСЛЕДНИЙ ПОКЛОН
Татьяна Фирсова 15-июн-2016, 21:14 994 Главные темы / CобытияПо инициативе ветерана ГХК Юрия Ольхина, который считает, что война не окончена, пока не похоронен ее последний солдат, на место падения истребителя «Аэрокобра» были снаряжены три поисковые экспедиции.
Советские летчики перегоняли военные истребители Р-39 «Аэрокобра» с 1942 по 1945 годы по воздушной трассе «Аляска — Сибирь». Василий Мошкей и Георгий Самарцев разбились в окрестных лесах Железногорска в 1944 году. Место падения и самолет Василия Мошкея были обнаружены в 80-х годах прошлого века. На месте трагедии установили памятный знак и прибили табличку на скале, останки летчика перезахоронили на железногорском кладбище.
О втором погибшем - Георгии Самарцеве было известно крайне мало. Юрий Ольхин по крупицам собирал информацию о герое войны: архивные документы, воспоминания очевидцев, сведения охотников, которые бывали в местах, где ориентировочно разбился самолет. В этом году на призыв Ольхина помочь найти место падения «Аэрокобры» откликнулось очень многие: работники ГХК, ИСС, охотники и рыболовы, заядлые таежники, которые готовы были начать поиски. Один из охотников Иван Дадеко рассказал Юрию Владимировичу, что однажды с другом ехал из Балчуга в Подпороги. Они остановились у бетонного кольца, в котором проросли две березы. Это кольцо местные жители называли «брачное». Расположено оно на поляне недалеко от дороги примерно в 9 км от Балчуга. Так вот в 200 метрах от «брачного кольца» и произошло крушение самолета. 28 апреля этого года группа таежников в составе Виктора Ляшенко, Дмитрия и Андрея Тарасовых предприняли пробный выезд, чтобы разведать дорогу. 14 мая состоялась вторая экспедиция, которую снова возглавил Андрей Тарасов — работник ИХЗ ГХК, его товарищами стали: Алексей Палкин, Андрей Козырев и Дмитрий Тарасов. В группу вошел и руководитель поискового отряда Dоенно-инженерного института СФУ «Трасса» Александр Матвеев. С помощью металлоискателей поисковики нашли 9 предметов разбившегося самолета. Найденные фрагменты увезли на экспертизу в СФУ. А вот захоронения летчика так и не обнаружили. Поэтому спустя две недели, 28 мая, отряд отправился в район деревни Глубокий Ручей, чтобы попробовать найти могилу Георгия Самарцева на расположенном неподалеку кладбище, рассказал Юрий Ольхин.Вместе с нашим отрядом в третью экспедицию отправилась и съемочная группа отдела по связям с общественностью ГХК. Тоже с металлоискателями. Журналисты нашли еще одну, десятую по счету, деталь самолета.
Раритеты передал в дар городскому музею руководитель поискового отряда Военно-инженерного института СФУ «Трасса» Александр Матвеев. Он подарил хранителям истории и книгу своего коллеги, историка авиации Вячеслава Филиппова. Железногорский музей получил в дар и портрет погибшего героя войны Георгия Самарцева. Фото сохранилось в музее Подольска.
Но поиск не закончен, говорит Юрий Ольхин. Чтобы поставить точку в этой истории, нужно найти место захоронения летчика. Здесь данные расходятся. Согласно архивным документам Георгия Самарцева похоронили на месте с почестями. А вот в книге железногорского краеведа Виктора Аференко написано, что останки летчика увезла на родину его жена. Именно поэтому Юрий Ольхин просит всех, кто хоть что-то знает от родственников, друзей, знакомых о месте захоронения погибшего в 1944 году летчика Георгия Самарцева, позвонить ему по телефонам: 72-69-21 или 89138386743. Поиск продолжается.